mild personality changes and possibly death (lepin) wrote,
mild personality changes and possibly death
lepin

бред воспаленного воображения: хакер Воланд

Кинематографическое изображение дьявольских чудес Воланда вновь оживляет вопрос о критериях, что такое добро и зло. Но не только. На правах другой картинки на экране оно еще и подсовывает аналогию с «Матрицей». Вот он – есть материальный мир, в нем – физические законы. В нем есть беда, есть страдание, но есть и красота, и идеалы. И вот появляется субъективная сила и начинает переделывать все по-своему, наплевав на причинно-следственные связи, на здравый смысл и цельность пространства-времени. Отправляет людей всочи, зависает в воздухе, увеличивает комнаты, прошибает стены и прыгает с крыши на крышу. Эта сила может позволить себе эмоцию, субъективное отношение и установление справедливости так, как видит ее себе, и как хочет воплотить.
В окисленной теории Грофа высшая сила задала правила космической игры и наблюдает, что получается в результате. Здесь можно вспомнить другую аналогию – с игрой Life. Есть правила поведения клеточек, они простые, но рождают презанятные узоры. Создатель создал создание. Но не всесилен – даже если клеточки двигаются в его воображении, а не на независимом устройстве, вмешиваться в судьбу одной из них – значит ломать смысл действия в целом. Боль – не повод ломать узор. Хотя такая возможность есть – если это нужно для оживления картины.
Дьявол – это Нео, хакер, меняющий правила игры по собственной воле – а значит, воле субъективности, случая. Если изменить правила и в определенной ситуации клеточкам игры Life дать свободу выбора – то есть, определять решение датчиком случайных чисел, ибо все остальное определено средой и значит не свобода, – то это и будет сатаной, фактором субъективности системы, разрушения узора, нарушения цельности и связности пространства и времени, причин и следствий. Впрочем, может случайности и нет, просто личность – это значит лишь отличающийся, не стандартный алгоритм – который основывает решения на существующей ситуации, но по-своему. Этакий бой в памяти.
Disclaimer. Аналогии порочны. Наблюдая аналогии в фильмах, приписывая человеческие свойства мирозданию, мы (я?) делаем субъективные предположения, уместные только пока они находятся в собственной голове, в контексте. Это игра с собой – мыслеблудие. В лучшем случае – основа для художественной фантазии.

Об инструментах см. также статью "Язык в культуре ХХ века":
Метафоры работают в теле культуры как организующее и направляющее начало, однако не всякая метафора способна так действовать. Этого не придумаешь, не сделаешь сознательными усилиями. Метафоры языка, механизма, организма смогли стать эвристически значимыми лишь потому, что отвечали глубинным интуициям людей данной культуры. Такие интуиции разлиты во всем существе культуры, работают даже на уровне повседневного здравого смысла (может быть, там - в первую очередь). Они - принципы мироотношения, хотя в разных областях культуры действуют с различной силой.
См. также довольно мутное обсуждение концепции "предопределения" на bible-center.
Tags: matrix
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments