mild personality changes and possibly death (lepin) wrote,
mild personality changes and possibly death
lepin

  • Mood:
  • Music:

бес в деталях - буквально

Ну, не в запчастях, конечно. Не настолько буквально.

Я уже больше года не играю в Magic the Gathering. Даже новых русских карт не видел. Игра эта прекрасна тем, что взаимодействие нескольких из десятков тысяч(?) карт создает все время такие многофакторные комбинации, что количество переходит в качество. Ситуации на игровом столе часто получаются качественно новыми, и открытие их для игрока — это отдельная радость. Скажем, RTS-игры я не люблю потому, что если в них не погружаться глубоко, то баланс сил в игре — и вытекающая из них механика локального взаимодействия, тактика кликов — быстро становится привычным, и игра превращается в hack-n-slash. Да, если любить в RTS букву S — то есть стратегию, — то можно переигрывать, выбирая разные пути развития, и менять модель в более долгом масштабе. Мне на такие вещи не хватает усидчивости, я в RTS воспринимаю, в первую очередь, RT — а паттерн кликов в краткосрочной перспективе быстро приедается, перестает приносить сюрпризы. (Это не всегда так. Не могу судить. Скажем, в Warhammer 2k все не так, там меня просто быстро убивают. То-ли потому что я не мыслю так, как нужно в этой модели, то-ли потому что надо так быстро кликать, чтобы RTS превратилась в шутер.)
Так вот, в MtG механика взаимодействия приносит сюрпризы даже в краткосрочной перспективе. А когда основные ситуации уже виданы, выходит новый сет с новыми фишками, переворачивающими ситуацию. Да и играешь с живым человеком, и это вносит дополнительное измерение в пространство вариантов, дополнительную неожиданность.

Впрочем, я хотел написать не об этом. Возвращаясь к тебе сообщения, хочется отметить еще один момент. В этой игре, — как, видимо, в любых — можно увидеть ситуации из других областей деятельности. Из жизни, проще говоря. Это не удивительно — дуэль ведь, в первую очередь, со своей психологией, со своей фантазией, а уж потом с оппонентом, а уж затем — с картами и комбинациями. Во всяком случае, так играю я — наверное, в случае чемпионов это не так, они просчитывают и оценивают, играют скорее ради победы. В моем случае возможная победа — это лишь один из факторов удовольствия, стремление к ней — просто часть механики. Можно было бы ведь играть и в поддавки, правда? Не знаю, играл бы я лучше, если бы победу сделал главной целью и продумывал, напрягался. Может быть, все равно не хватило бы памяти, мозгов и таланта. Но я не пробую так сосредотачиваться, мне недосуг, я не за этим играю. В свое время я так дважды бросал играть в бридж после полугодовых попыток — оказывалось, что мне не хватает аппаратной мощности. Не знаю, в самом ли деле ее нет, или я не пробовал всерьез сосредоточиться, — игра эта оказывалась не для меня.
Проекция игры на жизнь в упрощенном варианте выглядит так: «опыт показывает, что в таких-то ситуациях выгоднее поступать так — а ведь у меня и в жизни бывают такие ситуации, может быть это относится и к ним?». Зачастую такие мысли оказываются верными — потому что касаются моего восприятия и поведения в большей степени, чем ситуаций как таковых.
Поэтому игры — и особенно ощутимо это в MtG — это изучение и тренировка собственного поведения. Исследование субъективности мира на простых моделях. (Уринотерапия, как и было сказано.)

Еще некоторые пояснения. В MtG у каждого игрока своя колода. Разных карт компанией-производителем выпущены десятки тысяч(?), игрок сам набирает карты в свою колоду из заданного множества карт. В зависимости от разновидности матча, это множество может быть уже или шире: от 180 случайных карт, которые нужно разделить на четверых, по очереди передавая по кругу, до тех самых десятков тысяч. Есть карты сильнее или слабее — их напечатано меньше или больше, они дороже или дешевле на вторичном рынке. Более дорогие колоды обычно сильнее. Но в определенных рамках. Нельзя накупить таких дорогих карт, чтобы всех сразу с легкостью победить, — они сбалансированы, и большее значение имеют их взаимодействие, комбинаторика, соответствие друг другу в колоде, чем сила отдельных карт. А результат игры будет зависеть еще и от умения игрока, и от соотношения колод соперников (не по силе, а по комбинаторике), и от везения. Но связи важнее сущностей, комбинации важнее отдельных карт.

Один из уроков MtG — не увлекаться построением изящных комбо, опираться на простые, частые, надежные механики. Брать в колоду только самые сильные карты — не брать те, что послабее, но могут быть интересны в определенных ситуациях. Проще говоря, не разбрасываться. Это, конечно, и жизненный принцип. Просто MtG позволяет его прочувствовать по-новому, так сказать «визуализировать». Хотя, конечно, не в картинке, а в обозримой модели взаимодействия, опирающийся на более компактный опыт. Жизнь — игра, причем фрактальная: в RT-ситуациях можно учиться S-ситуациям.

А еще один способ изобразить ту же ситуацию — заново прочитать выражение «бес в деталях». Обычно оно значит — «в целом все хорошо, но если разбираться детально — все не так уж хорошо». Или «машина прекрасно выглядит, да детали некачественные». С учетом вышесказанного о принципе комплектования колоды, можно увидеть еще одно прочтение: бес во внимании к деталям, в отвлечении на мелочи.

Это, пожалуй, противоречит идее качества, которое как правило создают люди с принципом «в нашем деле нет мелочей». В самом деле, собирая колоду, нужно уделить внимание каждой карте, каждому обстоятельству, каждому аспекту взаимодействия. И дальше в игре тоже не пускать ситуацию на самотек, «читать карту» и т.д. То есть быть, опять же, внимательным.

Значит, уточнение: бес во внимании к незначительным мелочам. Как только различить — где детали значимые, а где нет? Наверное, это вопрос вероятности и сложности вытекающих из них ситуаций. А еще вопрос интуиции. В конце концов, пользуясь распространенным меме, это способ использовать не 10% головного мозга, а весь его целиком. Нужно дать лодке сознания плыть по реке интуиции, не цепляясь к деталям и не тормозя ее. Оооомммм.

Загрузился — выгружай.
Как водится, нужно посчитать, в каком числе предложений тут истинные высказывания. Ах, кабы знать.
Tags: mtg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment